Per aspera ad astra

Через тернии к звездам

Голосовые поздравления

календарь праздниковКалендарь праздников

 

Загрузка...

 

Оглавление
Серафим Саровский
Почитание и канонизация
Святые мощи
Молитвы прп.Серафиму
Иконы прп. Серафима
Видео и литература
Стихи о прп. Серафиме
Все страницы

 

ПРЕПОДОБНЫЙ И БОГОНОСНЫЙ ОТЕЦ НАШ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

 СВЯТЫЕ МОЩИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Святые мощи Серафима Саровского Словом "мощи" в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское "реликвия", что в буквальном переводе на русский язык означает "останки". Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего — все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковно-славянском языке.

История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Но бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана в Троицком соборе Сергиевой Лавры и лобызаем ее.

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Святитель Филарет (Дроздов) учил, что душа, общаясь с Богом, наполняется благодатью и что тело, в котором очищенная душа обитает, само непрестанно очищается воздержанием и подвигами, становится способным принимать и сохранять в себе как бы некие отпечатки и следы внутренних благодатных движений. Поэтому тело «некоторым образом, и даже в земной еще жизни, начинает быть богоносным». «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная мазь, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленная, то, естественно, она, вселяясь в человеков, „иже Христовы суть" (Гал. 5, 24), и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она чрез них чудодействует». «Сие нетление, сия целебная и живоносная сила, от них (мощей) исходящая, внятнее и убедительнее слова поучает нас благочестию и побуждает подражать вере их (угодников Божиих)».

Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что «мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа».

Зачем и для чего принято в Православной Церкви открывать св. мощи? Священномученик Серафим (Чичагов) объясняет, что это совершается:

1. во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки своих святых посредством для его милостей людям и помощи страждущим;
2. потому что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни;
3. ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах;
4. потому что святые мощи, как поступление благодатных сил, есть драгоценный дар в помощь людям.

Но следует помнить, что Господь если и посылает нам в обладание святыню, то Он вместе с тем требует от нас, чтобы мы были и достойны ее, чтобы благоговели перед ней, охраняли ее, не забывали и своей жизнью как бы очищали для нее среди нас место. Не кладут драгоценную вещь в мусор — а в чистое место, и ее оберегают. Так и христианские святыни среди нас могут находиться только под условием нашего к ним благоговейного отношения и чистоты жизни.

Батюшка Серафим не раз говорил, что четверо мощей будут со временем в Дивееве: то есть матушки-первоначальницы, батюшки Серафима и двух «великих госпожей Дивеевских» — схимонахини Марфы и монахини Елены Васильевны Мантуровой. И что будут они почивать у четырех столпов церкви Рождества Божией Матери, причем батюшка говорил, что тела великих госпожей Дивеевских будут нетленными. О себе же он говорил неоднократно, что плотию будет лежать в Дивееве.

Как и все предсказания преподобного Серафима, эти предсказания его исполнились: его святые мощи в 1991 году были положены в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы почивают преподобные матери наши — Александра, Марфа и Елена. В Казанском соборе — блаженные жены Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова).

В Серафимо-Дивеевском монастыре у всех мощей установлены дежурства сестер. Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом. Так же и в дни памяти Дивееевских святых у их мощей служатся молебны с акафистами. Есть традиция каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых, прикладываться к их мощам, возносить им молитвы. Тропари и кондаки Дивеевским святым, чьи мощи почивают в монастыре, обязательно присоединяются к дневным тропарям и кондакам, которые поются по входе на Божественной литургии.

Серафим Саровский. Прижизненный портрет

 

Завещание преподобного Серафима Саровского

 Почему сейчас не ведут такую же строгую жизнь, какую вели древние подвижники благочестия? Потому, что не имеем к этому решимости. Прижизненный портрет старца Серафима Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо по слову Божию "Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки"(Евр. 13,8). Будем по зернышку учиться, а там, матушка, всему научимся и спасёмся... А кто имя мое будет поминать, не оставлю и я в молитвах моих.

 

Изречения преподобного Серафима Саровского чудотворца

  • Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.
  • Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
  • Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.
  • Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.
  • Рай и ад начинаются на земле.
  • Суди себя сам, и Господь не осудит.
  • Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.
  • Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
  • И хлебом обожраться можно.
  • Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
  • На хлеб и воду еще никто не жаловался.
  • Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.
  • Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.
  • Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
  • Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  • Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.
  • Смирение может весь мир покорить.
  • Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.
  • От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.
  • У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.
  • Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.
  • Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!