Per aspera ad astra

Через тернии к звездам

 
Оглавление
Георгий Победоносец
Храм Святого Георгия в Лидде
Освещение церкви в Киеве
Колесование Святого Георгия
Молитвы великомученику Георгию
Акафист Георгию Победоносцу
Иконы Георгия Победоносца
Видео Аудио Чудеса свт.Георгия
Все страницы

Святой Великомученик Георгий Победоносец

Дни поминовения:

6 мая (23 апреля) День памяти великомученика Георгия Победоносца
16 ноября (3 ноября) Освящение храма святого Георгия в Лидде
23 ноября (10 ноября) Колесование великомученика Георгия (грузинское празднование)
9 декабря (26 ноября) Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве

Великомученик Георгий Победоносец. 16 векСвятой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: "Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине". "Что есть Истина?" – повторил вопрос Пилата один из сановников. "Истина есть Сам Христос, гонимый вами", – отвечал святой Георгий.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: "Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу". Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: "Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою". Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: "Не бойся, Георгий, Я с тобою". Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: "Радуйся!" – как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и, царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого Георгия обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое – умертвить. Но и зелья не действовали – святой Георгий по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

georg georgi georgi georgi georgi

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: "Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, – я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос" (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. – "Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших". Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой Георгий сказал: "Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение". И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: "Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа". И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой Георгий с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: "Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною".

georgi georgi georgi georgi georgi

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: "Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?" Бес, обитавший в идоле, закричал: "Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей". "Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?" – спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: "Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен". У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: "Сим победиши".

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой Георгий, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами "во Имя Отца и Сына и Святого Духа" устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой Георгий остановил их словами: "Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас". Затем святой Георгий убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 9 декабря (26 ноября) 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом "осенний Георгий".

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) – сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией – страной Георгия).

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.

За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305-311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры – святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313-324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

 

материал из "Жития Святых". смотреть Житие великомученика Георгия Победоносца

 

 


церковь Святого Георгия

Церковь святого великомученика Георгия в Лидде

16 ноября (3 ноября) Освящение храма святого Георгия в Лидде

Город Лидда (Лод) — родина великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV в.
Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен.
Гробница, в которую были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православной церкви святого великомученика Георгия Победоносца.
В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик. В древнем городе Лод погребен вполне реальный человек, которого многие считают легендой.
Храм великомученика Георгия Победоносца в Лидде находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви (Греческой Патриархии).

Первое письменное упоминание о церкви Георгия Победоносца имеется у диакона Феодосия в «О местоположении Святой земли», 530 г. По свидетельству Феодосия и Пьяченцского паломника (570), от мощей великомученика происходили многочисленные чудеса.
Большая базилика в Лидде изображена на мозаичной Мадабской карте (2-я пол. VI в.).
По преданию, записанному Вильгельмом Тирским (XII в.), Георгиевская церковь была построена императором Юстинианом I.

церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия

Первую церковь на этом месте возвели в V-VII вв., возможно на фундаменте более раннего храма.
Несмотря на почитание великомученика Георгия мусульманами, церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа аль-Хакима в 1010 г.
Храм был восстановлен византийским императором Константином IX Мономахом.
Разрушительные землетрясения в этом регионе произошли в 1033 и в 1067/68 гг. В 1071 г. Лидда была захвачена турками-сельджуками. Однако в 90-х гг. XI в. храм ещё стоял, что следует из упоминания в Севира ибн аль-Мукаффы о том, что мощи великомученика находились под главным алтарем церкви.
Перед тем как Лидду заняли крестоносцы (3 июня 1099), церковь была разрушена мусульманами, которые, по словам Вильгельма Тирского, боялись, что её огромные балки будут использованы для сооружения осадной техники во время штурма Иерусалима.
В XII в. крестоносцы восстановили церковь святого Георгия, однако точная дата постройки неизвестна.
В 1187 г. Лидду захватил Салах-ад-Дин, Султан Египта и Сирии, который в 1191 г. велел уничтожить церковь, но, видимо, она не была разрушена целиком, а лишь серьезно повреждена.
Церковь была восстановлена английским королём Ричардом I Львиное Сердце.
В 1442 г., при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, вспыхнуло гонение на христиан и церковь святого Георгия Победоносца была разрушена.
В 1517 г. в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение.
Во время землетрясения 1837 г. обрушились свод храма и северная апсида.
В 1870 г., после спора между греками и францисканцами святыня была признана владением Иерусалимской православной церкви.
В 1871 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена святого Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление Георгиевской церкви. На средства, выделенные правительством Российской империи, была возведена новая церковь, освященная 3/16 ноября 1872 г.
Она включила в свой состав центральную и северные апсиды храма XII в., в основании которых лежит византийская кладка. На месте южных апсиды и нефа разбит принадлежащий мусульманам сад.

Церковь

церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия

Главная базилика (47x24 м) имела 3 нефа и 3 апсиды.
Сохранившиеся от нее часть северной стены и часть северной апсиды находятся в здание современной церкви (1871).
К югу от Георгиевской церкви расположен комплекс строений, примыкавший к западной части южной стены главной базилики часть этого комплекса занимало здание другой, меньшей по размеру 3-нефной базилики (17х11 м), превращенной в мечеть.
С восточной стороны малой базилики позднее было возведено небольшое квадратное строение (4х4 м) с куполом на цилиндрическом барабане. Предполагают, что первоначально здесь был баптистерий.

Реликвии

церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия  церковь Святого Георгия

Частица мощей святого Георгия Победоносца находится в серебряном ковчежце в центральном приделе слева от царских врат, и выносится верующим для поклонения.
В одной из колонн справа от центрального придела находятся почитаемые верующими «святые узы» — железные кандалы с цепью, в которых по преданию святой был прикован в темнице.
В храме Георгия Победоносца существует необычная традиция. Православные паломники, помолившись, добровольно надевают кандалы. Говорят, что это вылечивает от любой хвори.

 

 

 

 


 Освящение церкви святого великомученика Георгия в Киеве

Храм Георгия ПобедоносцаУ русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов-хранителей. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054), во святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела-хранителя великомученика Георгия (память 23 апреля/6 мая) в Киеве и Новгороде (монастырь святого Георгия - Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия.

Храм в Киеве, в честь великомученика Георгия Победоносца, находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября/9 декабря храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским и установлено ежегодное празднование в честь этого события.

Освящение Георгиевской церкви в Киеве это первый русский церковный праздник, внесенный в православные месяцесловы. Сразу же после Крещения Руси она стала предощущать себя будущей преемницей православной державы Византии, а стольный град Киев преемником Царьграда. В Киеве, по аналогии с Константинополем, был уже выстроен и свой собор в честь Софии Премудрости Божией. И вот напротив Софии великим князем Ярославом Мудрым был поставлен храм во имя своего ангела-хранителя Георгия Победоносца. День освящения был выбран не случайно: именно в этот день происходило освящение одного из четырех Георгиевских храмов Константинополя. Не случайно и сам чин освящения совершал не грек, обычно занимавший в то время Киевскую кафедру, а первый русский митрополит Иларион. Этот день стал праздноваться по всей Русской земле, усвоив ее таким образом небесному покровительству Георгия Победоносца. В русской иконографии великомученик Георгий чаще всего изображается всадником на белом коне, поражающим копьем змия. Дракон с вонзенным в него копьем, которое увенчано крестом, символ победы христианства над язычеством. Но в житиях сохранилась легенда повествующая о том, как воин Георгий обратил жителей родного ему города Бейрута в христианство избавив их от драконоподобного зверя, которому приносились человеческие жертвы. Изображение Георгия Победоносца на коне помещено на гербе победоносной России. Многие народы признают великомученика Георгия Победоносца покровителем сельских угодий (его имя переводится как «землевладелец») и скотоводства. Церковь установила ему четыре празднования.

герб Москвы   Герб Москвы   Герб Москвы
Память освящения церкви великомученика Георгия в Киеве отмечается 26 ноября/9 декабря.

 

 


 Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 6 мая), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 23 ноября в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносна, к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий. Из "Жития Святых"

Почитание святого Георгия в Грузии

Георгий ПобедоносецПочитание святого Георгия в Грузии началось на заре христианства. Сами грузины считают его небесным покровителем своей страны, поэтому в Грузии он – самый чтимый святой. Неслучайно во многих европейских языках Грузия называется Георгией, то есть страной святого Георгия. И действительно, имя Георгий и сейчас самое распространенное в этой стране.
Согласно древнему преданию, которое с благоговением хранит Грузинская Православная Церковь, святая просветительница Грузии Нина была двоюродной сестрой Георгия Победоносца, и из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Именно она установила праздновать день его колесования (23 ноября). День этот по-грузински называется Гиоргобой и является государственным праздником и официальным нерабочим днем. Также торжественно празднуется и 6 мая – день памяти святого. Во всех православных храмах страны в эти дни проходят торжественные праздничные службы.
Первый храм в честь святого Георгия был возведен царем Мирианом в 335 году на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей, посвященных святому Георгию, становится таким распространенным, что сами грузины говорят, что в их стране каждый день года является праздником святого Георгия, связанным либо с какой-либо из церквей, воздвигнутых в его честь, либо с одной из его многочисленных чудотворных икон. Недаром один из распространенных в Грузии тостов звучит так: «За 365 церквей святого Георгия».
Нередко храмы возводились по обету в благодарность за помощь в одолении врагов: в сражениях часто видели среди грузинского войска святого Георгия, поражающего неприятеля (в грузинской церковном календаре есть даже специальные праздники, посвященные этим событиям – это 26 января и 18 сентября). В таких случаях полководцы и цари сами участвовали в стройке, нося камни для храмов святому покровителю Грузии, что было очень тяжелым трудом, особенно если храмы эти строились не в городах и селениях, а на вершинах гор. И церкви эти, и даже их руины издревле пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом святого Георгия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. И помощь эта приходила. Грузинский народ бережно хранит память о многочисленных чудесах, совершенных по молитвам к великомученику Георгию.

Церковь Георгия Ломисского

Эта церковь обязана своим существованием чуду, произошедшему в XIII веке. Тогда Джалал-эд-Дин с большим войском персов и хорезмцев напал на Грузию и увел в плен семь тысяч человек. Пленники взяли с собой мтиульскую святыню – икону святого Георгия Гзованского. По преданию, эта икона вызвала невиданную засуху в стране захватчиков. Султан обратился за помощью к предсказателям. Те объяснили, что причиной бедствия является «икона из Гурджистана».
– Сожгите ее в печи, – тут же приказал султан.
Приказ попытались выполнить, но неповрежденная икона поднялась в воздух и опустилась затем на рога белого быка. Бык до тех пор не тронулся с места, пока султан не приказал освободить всех пленников. Бык с иконой на рогах и толпа освобожденных двинулись к Грузии. Вернувшись на родину, белый бык, ко всеобщему удивлению, не поднялся на Гзованскую гору, а пошел по крутой тропинке на вершину хребта, разделяющего Ксанское и Арагвийское ущелья, и там испустил дух.
На этом месте построили церковь. До сих пор она называется церковью святого Георгия Ломисского, так как быка звали Ломи, что переводится как Лев. Престольный праздник этой церкви совершается в четверг после Пятидесятницы.

Церковь Георгия Шавнабада

Среди множества грузинских церквей, посвященных святому Георгию, эта – одна из самых древних. О ней существует такое предание.
Во время нападения врагов малочисленная грузинская армия ночью молилась у подножья горы, на вершине которой находится эта церковь. Ожидая на следующий день битву, грузинские воины усердно молились святому Георгию о помощи. На рассвете все увидели всадника, который галопом спускался с вершины горы. Зрелище было настолько впечатляющим, что численно превосходящее войско противника побежало. Ободренные грузинские воины победили армию захватчиков, и после победы военачальник наградил черной буркой воина, который в начале боя спустился с вершины горы и после отличился большой храбростью в бою. Когда все поднялись в церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен, воин в черной бурке вдруг просиял необыкновенным светом и сделался невидим. Люди узнали в нем святого Георгия, которого накануне всю ночь просили о помощи. После этого чуда гору и церковь назвали Шавнабада, что переводится с грузинского как Черная Бурка.
В церкви Шавнабада совершилось множество чудес. Одно из них связанно с обращением мусульманина.
Однажды двое татар оказались перед этой церковью. Один сказал другому, что если у этого места есть хоть какая-нибудь сила, то пусть туфли, которые сейчас на его ногах, не порвутся в течение двух лет. Как только этот человек пришел домой, у него отнялись ноги, и два года он был прикован к постели. За это время он испробовал разные лекарства, но все было напрасно. В конце концов он подумал: «Пойду в Шавнабада: говорят, там происходят чудеса». Как только его доставили к церкви, он смог ходить. После этого чуда вся его семья приняла христианство и потомки его и сегодня ходят молиться в Шавнабада.

 

 


 МОЛИТВЫ

СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ

6 мая (23 апреля по старому стилю)

Тропарь великомученика Георгия Победоносца глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак великомученика Георгия Победоносца глас 4

Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

Иной тропарь великомученика Георгия Победоносца глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши/ прегрешений прощение.
 
Молитва 1-я великомученику Георгию Победоносцу
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
 
Молитва 2-я великомученику Георгию Победоносцу
О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
 
16 ноября (3 ноября по старому стилю)
 
Тропарь великомученика Георгия Победоносца глас 4
Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
 
Кондак великомученика Георгия Победоносца глас 8
К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.
 
9 декабря (26 ноября по старому стилю)
 
Тропарь великомученика Георгия Победоносца, ради освящения храма его глас 4
Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша.
 
Кондак великомученика Георгия Победоносца, ради освящения храма его глас 2
Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй.

 

 


Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу

Кондак 1
Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику: ты же святой великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Георгие, великий победоносче.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника, и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам, за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице: Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя Его с любовию душу свою положивый. Радуйся, исповедниче от Бога призванный; радуйся, подвижниче Божиею благодатию прославленный. Радуйся, ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 2
Видя гонение нечестивых на христианы, не убоялся еси козни их и мучительства, богомудре, но яко добрый воин Христов, вся своя нищим раздав, волею потекл еси на совет их неправедный, Христу вождю и Богу своему поя: Аллилуиа.
Икос 2
Разумно уразумев единаго Бога, в триех Ипостасех боголепно покланяемаго, твердым умом исповедал еси Его, на соборищи нечестивых, и тако обличил еси безумнаго царя безумное поклонение твари. Сего ради за твое высокое любомудрие приими от нас, Георгие, усердныя похвалы: Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче; радуйся, Пресвятая Троицы верный защитниче. Радуйся, велию православного исповедания тайну неверным показавый; радуйся, идольскаго служения прелесть обличивый. Радуйся, риторе божественный; радуйся, витие премудрости исполненный. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 3
Сила Божия просвещающая всякаго человека грядущаго в мир, и в темнице тя страждущаго посетила есть, смиренномудро Георгие: понеже ты вся жития сего тленная яко уметы презрев, единому Христу прилепился еси, да за имя Его добре воинствовав, сподобишися тому со ангелы вечно воспевати: Аллилуиа.
Икос 3
Имея ум и сердце Духом Святым озаренныя, ты по внушению Его поревновал еси подвизатися за имя Христово, до крове стоя бо мужественно в вере, обличил еси вознесенную нечестиваго соборища гордыню. Сего ради хвалим тя, всемудре Георгие, сице: радуйся, щите воздвигнутый на охранение благочестия; радуйся, мечу подъятый на посечение нечестия. Радуйся, столпе веры; радуйся, стено и утверждение Христовы Церкви. Радуйся, верных удобрение; радуйся, неверных страх и посрамление. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 4
Безумный мучитель дышущий на тя убийством, страстотерпче Георгие, жаждал бо крове твоея яко пес алчный, повелевая распяти на колесе тело твое, и злейшим мукам предати: ты же, возмогая о Господе, с твердым упованием к Богу взывал еси: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше от тебе Диоклитиан и жрецы идольстии словеса премудрости, распыхахуся на тя злобою, паче же егда рекл еси: “О царю мучителю! Почто мя всуе истязуеши, мне бо еже жити Христос, и еже умрети приобретение. Трудно ти есть против рожна прати”. Сего ради мы взываем ти, великоимените Георгие, сице: Радуйся, за мужественное исповедание веры на колесе кровь свою пролиявый; радуйся, кровию своею торжество веры возвеличивый. Радуйся, апостолов соревнителю; радуйся, вольным Христовым страстем подражателю. Радуйся, поборниче веры непоколебимый; радуйся, страстотерпче адаманта твердейший. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 5
Боготечной звезде подобен был еси Георгие, чудесным бо от ангела исцелением и видимым от колеса отрешением, научил еси неверных веровати в Троицу Единосущную, и Той купно с тобою воспевати: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша народи чудеса силы Божия, яве на тебе бываемыя, с кротостию учение Христово от тебе прияша и возопиша глаголюще: воистинну велик Бог христианский! Сего ради и мы восхваляя тя, достославне Георгие, взываем сице: Радуйся, светоносным спасения словом, тьму неверия разгнавый; радуйся, мученическим веры исповеданием, неверныя ко Христу обративый. Радуйся, легионы воин земных, в небесное воинство преводяй; радуйся, яко воин Христов, с небесными вои пребываяй. Радуйся, ратоборцев славо; радуйся, пресветлаго мученическаго лика красото. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 6
Проповедником истины, духоносным апостолом поревновав, крестом миру распялся еси страстотерпче: се бо яко Иона во чрево китово, в пещь нерастворенныя извести стремглав ввержен был еси, да прославится тебе ради дивный во святых Господь, Емуже ты и в рове известнем, яко во храме славы, умно взывал еси: Аллилуиа.
Икос 6
Воссиявый в тридневном Своем от гроба востании, всесильный ада и смерти Победитель Иисус, спасе тя от адова истления, страстотерпче Георгие: по триех бо днех обретоша тя в извести жива, и в воздеянии рук поюща Бога: сего ради вельми пристрашни быша и ужасошася. Мы же радующеся, восписуем ти победную песню: Радуйся, позорным в известный ров низвержением, вознесенную диавола гордыню низложивый; радуйся, дивным от Бога спасением, зверство мучителя победивый. Радуйся, яко незлобив сый, за творивших ти напасть молился еси, яко за благотворцев; радуйся, яко о обращении их, якоже Павел о евреех, болезновал еси. Радуйся, мужу желаний; радуйся, сосуде избранный. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 7
Хотя всячески уловити сердце твое к прелести идол, нечестивый мучитель умышляет прельстити тя волшебными чаровании: ты же богоизбранне с Давидом восклицая: о Бозе спасение мое и слава моя, верно Тому пел еси: Аллилуиа.
Икос 7
Новое показа зло лукавый оный сатаны служитель Диоклитиан, егда в безумной своей ко идолом ревности, повеле напоити тя, Георгие, ядом: ты же исполнен сый веры и упования, аще и смертное испил, обаче без вреда пребыл еси, богохвальне, темже и мы вопием ти: Радуйся, яко в уповании на Бога жива не посрамился еси; радуйся, яко мучителя ни во чтоже вменил еси. Радуйся, бесов отгнателю; радуйся, волшебный козни разрушителю. Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых своих является; радуйся, яко тобою благочестно имя Христово прославляется. Радуйся Георгие, великий победоносче.
Кондак 8
Странный и страшный совет бысть от некоего волхва нечестивому царю, да повелит ти, в доказательство правости веры Христовой, словом воскресити мертваго: ты же, Георгие, ничтоже сумняся, воспевал еси Тому, Иже несть Бог мертвых, но Бог живых: Аллилуиа.
Икос 8
Всежеланный и Сладчайший Иисус, Егоже ты всею душею и всем сердцем возлюбил еси, всеблаженне Георгие, слыша теплое веры твоея моление, вскоре повеле по слову твоему воскреснут мертвому, прославления ради имени Своего, и верных утверждения, неверным же и ослепленным на удивление и богопознание. Сего ради по долгу вопием ти: Радуйся, яко Господь Сил дивная на тебе явил есть; радуйся, яко тобою мертваго от гроба воскресил есть. Радуйся, ослепленному волхву умное веры прозрение даровавый; радуйся, многим, Христа ради пострадавшим, во святая святых путь показавый. Радуйся, Рима удивление; радуйся, христианскаго рода возвышение. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 9
Вси ангели восхвалиша Бога, даровавшаго ти таковое мужество, Георгие, яко и в темничном заточении не преставал еси молитвенно бодрствовать. Сего ради яко великий таинник Божия благодати, удостоился еси видети в видении Господа, венцем нетления главу твою венчающа, да и мы с тобою вопием: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаннии риторскими своими языки не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, Георгие, многих ради твоих подвигов и болезней, ихже за Христа и Церковь подъял еси волею. Сего ради и мы, недоумея восхваляти тя по достоянию, воспеваем сице: Радуйся, вольным за Христа и Церковь страданием, ветхаго в себе Адама распявый; радуйся, за доблестное страдание, венец правды от руки Господни приявый. Радуйся, правило ревности блаточестивыя; радуйся, образе нищеты духовныя. Радуйся, яко не себе, но единому Христу добре угодил еси; радуйся, яко за Христа на многообразныя смерти готов был еси. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 10
Спасти хотя души во тьме идолослуждения погибающих, боголюбче Георгие, ты, ревнуя, поревновал еси яко Илия по Бозе: вшед бо во храм идольский, силою Божиею разгнал еси бесы, сокрушил идолы, посрамил жрецы, и, яко победитель, не с человеки, но со ангелы пел еси Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стены безчувственнее окамененный сердцем мучитель твой, Георгие, не уразуме Бога, яве тобою чудодействующа, но до конца пребыл есть, яко аспид, затыкаяй уши свои. Сего ради повеле усещи тя на позорищи во главу, яко злодея: ты же, болезнуя о погибели души его, радостно приял еси кончину, за нюже мы тя ублажаем любовию сице: Радуйся, веру, надежду и любы до конца сохранивый; радуйся, во успении твоем многия и великия чудеса сотворивый. Радуйся, оружием благоволения Божия венчанный на земли; радуйся, славою и велелепием украшенный на Небеси. Радуйся, человече Божий; радуйся, добрый воине Христов. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 11
Пение Пресвятой Троице паче иных воздал еси, святый великомучениче Георгие, не словом точию и умом, но живым всего себя в жертву принесением: подражая бо распятому за ны, непорочному Агнцу Христу, положил еси душу свою за други своя волею. Темже убо аще и недовольни есмы к похвалению таковыя твоея доблести, больше бо сея любве никтоже имать, обаче благодарни суще, поем дивному во святых: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемный светильник истиннаго Света, сушим на земли являешися богоизбранне Георгие, просвещаеши бо сердца верных, и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас весело взывати: Радуйся, яко в пресветлых ангельских чертозех вселяешися; радуйся, яко не в гадании, но лицем к лицу, невечерняго Троическаго Света причащаешися. Радуйся, нищих питателю и обидимых защитниче; радуйся, немощных врачу и царей поборниче. Радуйся, православным воином во бранех поборниче; радуйся, о спасении грешников теплый ходатаю. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 12
Благодать, данную ти от Бога, ведуще, память твою празднуем, великомученице Георгие, и с усердным молением к чудотворному образу твоему притекающе, твоею всесильною о Господе помощию, яко необоримою стеною, ограждаемся. Сего ради восхваляя тя, усердно зовем Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Славную кончину твою поюще, еюже возвеличился еси яко добрый воин Христов, молим тя, страстотерпче Георгие: буди нам во всем ко благу помощниче, и услыши ны, усердно взывающих ти: Радуйся, яко тобою Церковь верных просвещается; радуйся, яко имя твое и между неверными прославляется. Радуйся, дивная исповедников славо; радуйся, высокая мучеников похвало. Радуйся, телес наших целебниче; радуйся, о душах наших молитвенниче. Радуйся, Георгие, великий победоносче.
Кондак 13
О всеблаженный и святый великомучениче Георгие, приими сие наше хвалебное пение, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою воспеваем: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

 


 

Великомученик святой Георгий

ИКОНЫ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

На одной керамической иконе, найденной в Македонии и датируемой IV–VI вв., Георгий Победоносец изображен змееборцем. Змей с раннехристианских времен иконографически является олицетворением инфернальных сил. Для библейских писателей змей – символ коварства, свирепости, зла.

 

 

икона Георгий Победоносец georgi georgi georgi georgi

georgi georgi georgi georgi georgi

georgi georgi georgi georgi georgi

 


 

Чудеса святого Георгия

Посмертные чудеса святого великомученика Георгия

Чудо Георгия со змеем

     
  Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием

Georg Vittore CarpaccioИз множества посмертных чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии под именем «Чудо Георгия о змие». Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии. Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же.

Жители большого города Гевала, что в палестинской стороне, отвернулись от Бога и поклоняются идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению. Бог же воздаёт жителям Гевала по вере и по делам их: в близлежащем озере появляется огромный Змей, который выходит из вод и пожирает людей. Всё население города обращается к царю, чтобы тот посоветовал, как им избежать напасти. Царь же сообщает им, что говорил с богами и они сказали ему следующее: каждый житель Гевала должен ежедневно отдавать на съедение Змею сына или дочь, пока не наступит черёд царя, который также должен отдать свою единственную дочь. Все соглашаются с таким решением, и каждый, начиная с приближённых царя и кончая самыми бедными и простыми людьми, ежедневно, плача и стеная, отводят на берег озера своих детей, оставляя их в пищу ужасному чудовищу. Наконец ни у кого в городе не осталось больше детей, и снова все обращаются к царю, чтобы и тот исполнил обещание.

Царь говорит им, что отдаст свою дочь на съедение Змею, а потом будет ждать, что откроют ему боги. Царскую дочь обряжают в багряницу, отводят на берег озера и оставляют там одну. Но Георгий, святой мученик, страдалец за веру Христову, который жил и после смерти, по Божьему соизволению, жаждет спасти жителей Гевала от напасти и в виде простого воина оказывается в этот час на берегу озера. Увидев деву, он спрашивает у неё, что она делает у озера одна. Она же упрашивает юношу, чтобы он поскорее уходил из этих мест, и после долгих уговоров признается ему, что царь, её отец, не желая оставить этот процветающий город, согласился с повелением богов: отдавать Змею всех детей на съедение, пока не придёт и его черёд.

Но великий мученик Георгий призывает деву ничего не бояться и возносит молитву к Богу, прося Его явить милость Свою на нём, недостойном рабе, и повергнуть лютого зверя, дабы все, видя это, уверовали, что один лишь Бог, и нет других богов, кроме Него. Голос с неба отвечает Георгию, что просьба его услышана. Дева слышит страшный свист приближающегося Змея и снова умоляет юношу бежать и оставить её одну, чтобы и ему не погибнуть вместе с ней. Но святой Георгий, увидев ужасного Змея, чертит на земле знамение Христово и именем Иисуса Христа требует, чтобы жестокий зверь покорился. Силою Божьей и молитвами страдальца за веру святого Георгия колени у Змея подламываются, а Георгий с девой связывают его, взяв поводья от коня и пояс от платья девы. Она ведёт страшного зверя в город, а Змей бессильно и покорно волочится за нею.

Всё это время царь с царицей оплакивают свою единственную дочь. Когда же они видят, как она ведёт за собой связанного Змея, а впереди идёт святой Георгий, царь с царицей пугаются и убегают. Но Георгий призывает всех жителей Гевала не бояться, а уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, в котором одном — спасение. Узнав, что имя прекрасного юноши — Георгий, все, как один, возвышают голос, восклицая: «Тобою веруем в единого Бога — вседержителя и в единородного Сына Его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой Животворящий Дух». Георгий отрубает своим мечом голову страшному Змею, а царь и все жители Гевала воздают хвалу Богу. Царь повелевает выстроить церковь во имя великого мученика и страдальца за веру Георгия и отныне поминать его в месяц апрель.

Святой Георгий, видя, что все они уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, обещает им показать новое чудо. Когда строительство церкви завершено, он посылает мастерам свой щит, чтобы они подвесили его над святым алтарём. И с тех пор щит висит в воздухе без всякой поддержки. Все, кто с верой приходят в эту церковь, по молитвам святого Георгия исцеляются от скорбей и болезней и радуются, видя чудесные деяния святого.

В христианстве чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» 

Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

  
 

 
Чудеса свт. Георгия

Чудеса святого великомученика Георгия Победоносца

Столп вдовицы

В Сирии, в городе Рамеле, недалеко от родины святого Георгия, строился каменный храм во имя великомученика. Для построения и особенно для украшения этого храма по плану необходимо было много каменных плит и столпы для фундамента церковного здания. Но так как в этой местности совсем нет камней, то их приходилось приобретать в других странах и затем доставлять по морю.
Многочисленные почитатели святого Георгия отправились в соседние страны за камнями. В числе их была одна бедная благочестивая вдова. На собранные для этой святой цели средства она купила большой каменный столп, но на доставку его по морю денег у нее не хватило. Привезла она свой столп на берег моря, где градоначальник города Рамеля грузил на корабль приобретенные им для храма камни, и стала умолять его перевезти вместе с ними и ее столп. Но, несмотря на ее мольбы и даже слезы, градоначальник отказал вдове в ее просьбе и, закончив погрузку камней, на другой день отплыл.
Опечаленная отказом и не зная, как ей выйти из своего затруднительного положения, бедная женщина горько плакала, жалуясь на свою бедность и беспомощность, и молитвенно призывала на помощь святого великомученика. Утомленная продолжительной печалью и слезами, бедная женщина, сев на прибрежные камни, заснула. Во сне ей явился святой Георгий на коне в образе воеводы и спросил ее:
– О чем ты плачешь?
Женщина рассказала святому свое горе.
Георгий сошел с коня и спросил ее:
– Где ты хотела бы поставить свой столп в строящемся храме?
– С правой стороны храма, – отвечала женщина.
Тогда святой Георгий подошел к столпу этой женщины и написал на нем: «Сей столп, принадлежащий вдове, поставить вторым на правой стороне церкви».
Написав это, святой Георгий сказал вдове:
– Помоги мне.
С ее помощью святой столкнул каменный столп в море.
Проснувшись, вдова увидела, что ее камня на прежнем месте нет. Возложив всю свою надежду на Господа и на святого великомученика, она отправилась домой. Прибыв в родной город, вдова к величайшей своей радости увидела приобретенный ею столп с такой именно надписью, какую она видела во сне, и надпись эта была высечена на камне. Тут она узнала, что камень ее на другой же день после видения уже нашли лежащим на берегу городской пристани. Вскоре прибыл и градоначальник со своими камнями. Увидев столп вдовы и надпись на нем, он уразумел чудо и, осознав свою вину, искренно раскаивался и просил у нее прощения. Особенно молился он святому Георгию о прощении, которое и получил от святого великомученика, явившегося ему во сне.
Столп же вдовы поставлен был в храме на том самом месте, какое указано было в надписи, и остался навсегда памятником усердия вдовы и свидетелем поразительного чуда, совершенного святым великомучеником Георгием во славу источника чудес – Христа Бога нашего. 

Пирог перед алтарем

Упомянутый храм святого великомученика Георгия был очень древним и сильно уже обветшал, так что каждую минуту мог рухнуть. Но не было никого, кто бы мог выстроить новую церковь или обновить ветхий храм, так как жители были очень бедны. Церковь оставалась без попечения. Но однажды совершилось такое чудо. Дети, собираясь около этой церкви, играли друг с другом, при этом они ругали и насмехались над одним отроком, которого они всегда побеждали в играх. Потеряв терпение от постоянных насмешек, отрок обратился лицом к храму святого Георгия и взмолился:
- Святой Георгий! Помоги мне одолеть моих противников. В благодарность за это я принесу в храм тебе большой пирог.
После этого отрок стал побеждать всех своих товарищей в играх. Придя к своей матери, отрок сказал, что обещал святому в дар пирог. Мать из любви к ребенку, а также из уважения к святому мученику приготовила пирог и передала его сыну еще теплым. Отрок принес пирог в церковь и, положив его перед алтарем, поклонился и ушел.
Случилось, что в это время мимо той церкви проходили четыре купца. Они вошли в церковь, для того чтобы поклониться святому Георгию, и увидели на полу вкусный пирог. Купцы сказали друг другу:
- Это не нужно святому. Съедим пирог, а вместо него положим фимиам.
Когда они съели пирог и направились к выходу из церкви, то никак не могли найти дверей, потому что двери им представлялись стеной. Тогда они положили на пол по одной серебряной монете. Однако все равно не могли найти выхода. Потом положили все вместе одну золотую монету и усердно помолились святому, чтобы он помог им выйти, но и на этот раз не нашли выхода, будучи поражены как бы слепотой. Наконец положили все четверо по золотой монете и еще более усердно помолились. И тогда нашли церковные двери открытыми и вышли.
Эти золотые и серебряные монеты послужили началом к сбору денег, необходимых для обновления храма. Слух о том чуде прошел по всей стране, и многие благочестивые люди добровольно приносили туда золото и серебро. На эти деньги был построен новый каменный храм, более обширный, в большей мере украшенный и снабженный всеми необходимыми принадлежностями для богослужения. В том храме совершались многие чудеса во славу Христа Бога и в похвалу святого великомученика Георгия.

Сила святой иконы

Много лет спустя, когда Сирия была завоевана турками, как-то раз в этом храме пресвитер молился перед иконой святого великомученика Георгия. В это время вошел в церковь знатный турок со свитой и стал насмехаться над священником, называя его безумным и говоря, что он поклоняется доске, а потом взял лук и пустил стрелу в икону. Но стрела, волею Божиею, полетела не прямо в икону, как была направлена, а вверх и, упав сверху, попала в руку пустившего ее. Рука страшно разболелась и распухла, доставляя богохульнику страшные страдания. Не зная, что делать, турок попросил совета у своей служанки-христианки, а та посоветовала обратиться к оскорбленному им священнику. Призванный священник разъяснил неверному, что он молился не доске, а тому святому, который изображен на той доске. Затем подробно рассказал о святом Георгии, его жизни, чудесах и мученической кончине и в заключение сказал:
– Мы почитаем иконы святых не как богов, а как изображения истинных служителей Божиих, которые иногда через иконы совершают чудеса. Вот и тебе, осмелившемуся стрелять в икону, пришлось узнать силу изображенного на ней святого.
После продолжительной беседы с неверным священник посоветовал ему с молитвой об исцелении обратиться к святому Георгию, изображенному на этой иконе. Неверный исполнил совет священника, с радостью принял к себе в дом икону святого Георгия, зажег на всю ночь пред нею лампаду, а наутро помазал больную руку маслом из лампады. Совершилось чудо: боль утихла и рука стала здоровой.
Обрадованный и вместе с тем изумленный таким чудом, магометанин спросил священника, нет ли каких книг, где было бы написано о святом Георгии. Священник поспешил принести житие великомученика и прочитал его вслух. Исцеленный, держа икону святого в руках, внимательно слушал и по прочтении воскликнул, обращаясь к святому, изображенному на иконе:
 О, святой Георгий! Ты юн был и разумен, а я стар, но безумен! Ты в молодых годах угождал Богу, а я состарился и все еще не знаю истинного Бога! Помолись же обо мне своему Богу, чтобы Он сподобил и меня быть Его рабом!
Затем турок упал в ноги священнику и просил, чтобы он совершил над ним Святое Крещение. Священник сначала отказывался, зная вражду и ненависть магометан к христианам и опасаясь преследования со стороны его единоверцев, но, видя искреннюю веру, уступил неотступной просьбе и тайно, ночью, крестил турка.
На другой день рано утром новокрещеный вышел из дома и на городской площади, посреди собравшегося народа, торжественно объявил себя христианином. Толпы единоплеменников-магометан, как дикие звери, напали на него и тут же изрубили его на части.
Таким образом турок в столь непродолжительное время совершил подвиг исповедничества за Христа и принял мученический венец по молитвам святого великомученика Георгия.


 
Чудеса свт. Георгия

Чудеса святого великомученика Георгия Победоносца

 «Не клянись больше именем Божиим»

Рассказ о следующем чуде передал один из благочестивых подвижников, авва Георгий, носивший имя своего святого покровителя.
Когда я шел однажды, поднимаясь в гору, и держал в руках крест, меня встретил какой-то старый монах. Взяв у меня крест, он пошел впереди меня. Пройдя немного, он свернул на тропинку. Я пошел вслед за ним. Продолжая идти, я увидел стадо овец и отрока-пастуха, лежавшего на земле и умиравшего от укуса змеи. Недалеко от того места был источник.
Старец сказал мне:
– Зачерпни воды, чтобы облить ею крест.
Зачерпнув воды и раскрыв уста отроку, влили ему в рот эту воду, излитую на крест. При этом старец сказал:
– Во имя Пресвятой Троицы исцеляет тебя святой великомученик Георгий!
Отрок тотчас почувствовал себя исцеленным. Старец сказал ему:
– Скажи мне, не клялся ли ты вчера убогой вдове, что волк съел овцу, которую поручено было тебе пасти, но которую ты продал за три сребреника?
Отрок ответил ему:
– Да, отче, действительно было так. Но каким же образом ты узнал это?
Старец сказал ему:
– Когда я сидел в своей келии, ко мне приехал некий муж на белом коне и сказал мне:
– Софроний! Встань и иди поскорее к источнику, находящемуся по правую сторону от тебя, на юг. Там ты найдешь отрока, укушенного змеей, увидишь также и монаха, несущего в руке крест, вырезанный из дерева. Взяв крест тот, ты облей его водою и дай выпить ту воду отроку, при этом ты скажи следующие слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа исцеляет тебя раб Божий, мученик Георгий». Затем скажи отроку тому: «Не клянись больше именем Божьим, ни святыми Его, поступай со всеми по правде и отдай той убогой вдовице овцу, чтобы не случилось с тобой что-либо еще худшее».
Когда юноше услышал это от старца, то, упав к ногам его, сказал:
– Прости меня, отче, ибо все действительно было так: я продал за три сребреника овцу вдовы и вчера обманул ее, сказав, что волк съел ее овцу. Женщина та спросила у меня: «Верно ли это?» Я же ответил ей: «Да, я могу призвать в свидетели Бога истинного!» Женщина сказала мне: «Разве ты не знаешь, что я бедная вдова? Впрочем, поступай так, как знаешь. Но смотри: с тебя взыщет Бог и святой Георгий, потому что я обещала дать убогим ту овцу на праздник великомученика Георгия».
Я же, продолжал юноша, так как прельстился и впал в грех, то молю тебя, отче, помолись обо мне Богу и святому Георгию, чтобы был отпущен мне грех. А я дам женщине той трех козлов в день памяти святого Георгия и до конца жизни моей буду давать каждый год в день памяти святого мученика в пользу бедных десятую часть всего того, что я заработаю.
Таким-то образом исцеленный юноша, испросив молитву и прощение у блаженного Софрония, приступил к своему занятию, благодаря Бога и угодника Его, святого великомученика Георгия.

«Встань, Феодор, уже взошла заря»

О детстве святого Феодора Сикеота сохранился такой рассказ.
Когда все домашние и Феодор спали глубоким сном, приходил к нему святой великомученик Георгий и будил его, говоря:
– Встань, Феодор, уже взошла заря и настало время утренней молитвы, пойдем в церковь святого Георгия.
Тогда мальчик с радостью вставал и охотно шел в церковь. Вначале являлся ему святой Георгий в образе Стефана, живущего в их доме. Потом святой Георгий стал показываться ему в своем виде, пробуждая его ото сна каждую ночь и приводя в свою церковь. На пути отрока поджидали бесы, желая испугать его, при этом превращались в волков и разных зверей и бросались на него. Но святой мученик, идя впереди Феодора и неся в руке копье, отгонял те страшные привидения и советовал мальчику не бояться. Так случалось каждую ночь.
Мать и другие женщины, узнав, что Феодор ночью ходит в церковь, удивились: как он, ложась вечером между ними, встает и никто этого не замечает. Мать боялась, чтобы мальчика не съели звери, потому что в то время прошел слух, что волки похищают не только скот, но и детей. Поэтому она строго запретила ему выходить из дома до восхода солнца, так как место это было пустынное. Однако мальчик не послушался матери и в ночное время, разбуженный святым Георгием, продолжал ходить в его церковь, и никто об этом не знал.
Однажды мать проснулась на рассвете и не нашла Феодора в постели. Она разгневалась и, войдя в церковь, за волосы потащила его домой и весь день не отпускала из дома, а на ночь крепко привязала к кровати, чтобы он никак не смог уйти. В ту же ночь святой великомученик Георгий явился во сне матери Феодора и прочим женщинам препоясанный мечом. Вынув его, с угрозой гневно сказал им:
– Я отрублю вам головы, если будете еще бить мальчика и запрещать ему приходить ко мне.
Страшно испугавшись, женщины проснулись. Рассказали одна другой явление и угрозу великомученика. А особенно ужаснулись, когда поняли, что всем было одинаковое видение. Тут же отвязали они святого отрока Феодора и ласково, с любовью просили его, чтобы он не сердился на них за побои. Спрашивали его:
– Как же ты не боишься зверей, идя в церковь из дома в темноте?
Он же отвечал им:
– Каждую ночь меня будит прекрасный молодой юноша и провожает в церковь, защищая от опасностей на пути.
Тогда поняли женщины, что святой великомученик Георгий, виденный ими во сне, является к нему и охраняет его. С того времени домашние ни в чем не мешали Феодору, которому покровительствовал сам святой Георгий.

«Не слушай искусителя»

Есть и другой случай помощи святого Георгия Феодору.
Когда Феодору шел двенадцатый год, пришлось ему претерпеть искушение от дьявола, который решил погубить такого добродетельного мальчика. Для этого он придумал следующую хитрость.
Однажды, приняв вид школьного товарища Феодора – Геронтия, дьявол пришел к нему, пригласил с собой на прогулку и повел на высокий холм, называемый Тзидрама. Став на самый высокий камень, он начал искушать Феодора, как прежде искушал Господа нашего Иисуса Христа в пустыне:
– Испытай, храбрый Феодор, свое мужество, соскочи отсюда вниз.
– Боюсь, – сказал Феодор, – потому что очень высоко.
– Ты всегда был мужественнее всех нас в школе, – сказал дьявол, – а теперь боишься. Вот я не боюсь и соскочу вниз.
– Не делай этого, – сказал Феодор, – а то разобьешься.
Дьявол же утверждал, что не случится никакой беды.
И сказал Феодор:
– Если ты раньше меня соскочишь и останешься цел, то и я как ты сделаю.
Тогда дьявол спрыгнул и, стоя внизу, стал призывать Феодора последовать его примеру. Феодор удивился, как Геронтий, до сих пор не проявлявший никогда особой смелости, мог решить спрыгнуть с такой высоты, да еще и остаться невредимым.
Дьявол же снизу продолжал призывать мальчика, который между тем начал колебаться: не последовать ли ему примеру его товарища Геронтия и не спрыгнуть ли с холма. Но вдруг рядом с ним появился святой великомученик Георгий и, взяв Феодора за руку, сказал:
– Идем отсюда. Следуй за мной. Это не Геронтий, а враг рода нашего. Не слушай искусителя, ищущего погубить твою душу.
И привел великомученик отрока в свою церковь, где и оставил его.

    

 
Чудеса свт. Георгия

Чудеса святого великомученика Георгия Победоносца

 Освободитель пленных

На малоазийском острове Милете был великолепный храм во имя святого великомученика Георгия, и жители острова имели обыкновение каждый год торжественно праздновать память этого святого. В один из таких праздников неожиданно напали на христиан дикие арабы-магометане и взяли в плен всех, находившихся в храме. Среди плененных арабами был один юноша, единственный сын благочестивых родителей, которые издавна имели обыкновение в праздник святого Георгия устраивать трапезу для приходивших в храм богомольцев. Пленных арабы отвели на остров Крит и обратили в рабов, юноша этот стал рабом у одного арабского вельможи.
Родители горько плакали и неутешно горевали о потере любимого сына и свою сердечную скорбь изливали в ежедневных молитвах святому Георгию. Прошел год. Благочестивые родители юноши, несмотря на тяжкое горе и великую скорбь, по обыкновению в день памяти святого великомученика Георгия устроили трапезу для богомольцев, усердно помолившись перед этим святому Георгию о помощи.
Во время обеда, когда отец смиренно прислуживал богомольцам и радушно их угощал, среди обедающих вдруг предстал его сын с чашей вина в руках. Изумленные и пораженные этим чудом – внезапным появлением увезенного в плен юноши, все стали расспрашивать его, как и откуда он пришел.
Юноша рассказал, что в то самое время, как он налил в чашу вина, чтобы подать своим господам, явился ему некий «пресветлый юноша» на коне и, взяв его к себе, тотчас доставил сюда. Выслушав этот рассказ, все богомольцы поняли, что святой великомученик Георгий своей чудодейственной силой совершил это чудо, чтобы порадовать и утешить в праздник благочестивых родителей. Все торжественно возблагодарили Бога и Его угодника, святого Георгия.

Святой Георгий вернул сына отцу

Подобное же чудо совершилось по молитвам святому великомученику Георгию и с другим юношей, сыном священника Георгиевской церкви на острове Кипре. Это чудо было записано монахом Косьмою со слов самого юноши и его отца.
Юноша этот также был взят в плен арабами и продан в рабство в Палестину одному из богатых магометан. В рабстве он пробыл три года. Все это время и он сам, и особенно его родители денно и нощно взывали молитвенно к Богу и святому Георгию о помощи. Однажды господин этого юноши отправился в баню, а ему повелел принести туда все для него необходимое. В бане господин спросил у него питья. Услышав же, что юноша забыл захватить в баню кувшин с питьем, хотел бить его. Юноша побежал из бани домой за питьем и, взявши, поспешил обратно в баню.
По дороге, проходя мимо православной церкви, где совершалась в это время Божественная литургия, он услышал пение церковной песни святому великомученику Георгию. Слезы полились из глаз юноши. Ему вспомнились родина, его отец, который тоже служил в храме святого Георгия. Отец вдруг предстал перед его глазами как живой, и из уст его отца также лились молитвословия в честь святого великомученика. Слезная молитва святому Георгию о помощи вырвалась из души юноши. Войдя в баню, юноша хотел налить напиток в стакан, чтобы подать своему господину, но в это самое время он почувствовал, что какая-то неведомая сила подняла его над землей и перенесла далеко от бани и от господина, которому он прислуживал…
Не в мечтах, а наяву услышал он церковное пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». И вдруг юноша увидел себя в алтаре святого храма на родине и увидел отца своего, совершающего Божественную литургию. Отец удивился, увидев вдруг рядом с собой юношу в арабском одеянии и не разу узнал в нем сына. После же оба возблагодарили Господа и святого Георгия за такое чудо.

Чудесный горшок

Похожая история произошла в начале X столетия.
В малоазийском городе Амастриде был храм во имя святого великомученика Георгия. Храм этот пользовался большой любовью всех горожан. Из любви к святому они торжественно и с особенным великолепием украшали его в дни празднования памяти святого Георгия. В числе усердных прихожан храма были благочестивые Леонтий и его супруга Феофания, которые помимо частых пожертвований на храм ежегодно в день святого великомученика Георгия устраивали братскую трапезу для неимущих.
У супругов родился сын, которого они назвали Георгием и молитвенно посвятили заступничеству и покровительству святого великомученика. Когда этот единственный их сын вырос, началась война между греками и болгарами. Леонтий, как воин, обязан был идти на войну с болгарами, но так как он был уже глубоким стариком, то вместо себя он решил послать в войско своего сына, молодого юношу. Но сначала Леонтий и Феофания направились в храм и усердно помолились святому великомученику, попросив у него благословения и поручив его заступничеству своего сына.
Началась война. По молитвам святого Георгия юноша не погиб, но после одного неудачного для греков сражения попал в плен. Родители, долго не получая вестей от сына, горько плакали о нем, считая его погибшим в битве. По прошествии нескольких лет, 23 апреля, в день святого Георгия, Леонтий и Феофания, по заведенному обычаю, приготовили обед для бедных. Во время трапезы гости с сожалением говорили о молодом юноше Георгии, сыне радушных хозяев, который так безвременно погиб на поле боя.
И вдруг среди беседующих явился сам юноша, растерянно стоявший с горшком еды в руках. Всех присутствующих охватил великий ужас: они глазам своим не верили и думали, что перед ними привидение. Когда же родители убедились, что это действительно их сын, они с радостью бросились его обнимать и стали расспрашивать, как он остался живым, где он был и каким образом оказался вдруг здесь. Юноша рассказал, что он был в плену и служил рабом у одного господина. В этот день он, как обычно, готовил для него еду. И когда кушанье было уже готово и он собирался отнести его хозяину, какая-то невидимая сила перенесла его в родительский дом.
Все бывшие на обеде стали пробовать пищу из горшка, который был в руках юноши, и, хотя кушанье было приготовлено в расчете только на одного человека, его хватило на всех присутствовавших. Родители и все гости пламенно возблагодарили Господа и святого великомученика Георгия как освободителя плененных.

Чудесное спасение

В Пафлагонском городе Дидии находился храм во имя святого великомученика Георгия. Среди его прихожан был юноша Мануил, который особенно почитал святого Георгия. Каждый год он ходил из своего родного города в Хоны, где находился храм архистратига Михаила, и относил туда богатые пожертвования. Однажды во время этого длинного пути его застала ночь, и он, увидев в пещере огонь, попросился на ночлег, не зная, что здесь живут разбойники. Женщина, бывшая в пещере, узнав о том, что у юноши с собой большая сумма денег, решила задержать его до прихода мужа и сына. Прикинувшись радушной хозяйкой, она накормила его и уложила спать. Проснувшись среди ночи, Мануил услышал разговор своих хозяев, из которого он понял, куда попал. Охваченный страхом, он стал призывать святого Георгия на помощь.
Утром его хозяева сделали вид, что они тоже хотят совершить паломничество в Хоны, и завели юношу в безлюдное место. Когда Мануил понял, что настал его смертный час и помощи ждать неоткуда, он закричал, призывая святого Георгия. И вдруг появился всадник, который одного за другим сбросил разбойников в реку. Затем он посадил Мануила на коня, и в одно мгновение они очутились в Хонах, хотя до города было восемь дней пути, после чего стал невидим. Юноша понял, что это – святой Георгий, и возблагодарил Бога и святого за спасение от неминуемой гибели.


 
Чудеса свт. Георгия
     
  Чудеса святого великомученика Георгия Победоносца 
 
 
 
 
 
Георгий Победоносец. Видео

Фильмы о Святом Великомученике Георгие Победоносце
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование), 26 ноября

ЖИТИЕ
     
  Житие Великомученика Георгия Победоносца

Дни памяти: 6 мая, 16 ноября, 23 ноября,9 декабря - новый стиль.
23 апреля ,3 ноября , 10 ноября, 26 ноября - старый стиль.

  

 

 
МУЛЬТФИЛЬМ
     
  ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Детский мультфильм-сказка Егорий Храбрый. Фильм рассказывает о подвигах святого Георгия Победоносца, покровителя города Москвы.

  
 

 
СВЯТЫЕ
     
    
 
 
Св. Георгий
     
  6 мая - день Святого Великомученика Георгия Победоносца

  
 

 
Св. Георгий
     
  Подвиги и почитание святого Георгия Победоносца - одного из самых почитаемых святых Древней Руси

 
 

 
Георгий Победоносец
     
  Православная энциклопедия

 
 

 
Грузия
     
  Грузия, церковь Святого Георгия. Молитва

 
 

 
 
   
 
Георгий Победоносец. Слушать

  Аудио записи посвященные святому великомученику Георгию Победоносцу
 
Святой Георгий
     
  

АКАФИСТ Святому Георгию Победоносцу

Кант св. Георгию-Победоносцу Детский хор "Веснянка"

Тропарь св. вмч. Георгию Победоносцу. Ансамбль ''Рустави'' (Грузия)

 

Тропарь великомученика Георгия Победоносца глас 4
 
Кондак великомученика Георгия Победоносца глас 4
 
Тропарь великомученика Георгия Победоносца глас 4
  

 
Песни о святом Георгии
     
 Георгий Победоносец(музыка - Виктор Дзансолов, слова - Аркадий Славоросов) — Виктор Дзансолов

Святому Великомученику Георгию Победоносцу - Татьяна Баскакова


Песня Святой Георгий Победоносец в исполнении автора Валерия Малышева.

 
*
     
   
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

Link1 | Link2 | Link3

Copyright В© 2009. All Rights Reserved.



 

Яндекс.Метрика Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов