Per aspera ad astra

Через тернии к звездам

Непереходящие праздники

Переходящие праздники

Дни поминовения усопших

  • Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
  • Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
  • Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
  • Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
  • Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
  • Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
  • 09.05 - Поминовение усопших воинов
  • Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

Сплошные седмицы

  • Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения
  • Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста
  • Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса)
  • Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи
  • Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом)

Церковный праздник сегодня


 

О ПСАЛТИРИ

«Все Писание Богодухновенно и полезно для научения...» (2 Тим. 3, 16). Но Книга Псалмов «для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного почитания», ибо она, «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания» (Св. Афанасий Великий).

Все Ветхозаветные и Новозаветные книги Священного Писания условно делятся на: 1) законодательные – Пятикнижие Моисея (Ветхий Завет) и Четвероевангелие (Новый Завет); 2) исторические – Книги Царств (Ветхий Завет) и Деяния святых Апостолов (Новый Завет); 3) учительные – Притчи Соломоновы (Ветхий Завет) и послания Апостолов (Новый Завет); 4) пророческие – Книги Исайи, Даниила и прочих пророков (Ветхий Завет) и Апокалипсис (Новый Завет).

Но есть в Библии одна книга, которая чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминание закона, и историю народа Божия, и пророчества о Мессии и Его Царстве. Это – Книга Псалмов (Псалтирь). Кроме этого, она имеет еще одну особенность, «особую некую благодать и преимущественную достопримечательность»: в ней описаны и изображены движения каждой души и даже изменения этих движений. Поэтому эту книгу нужно особенно изучать каждому христианину.

Велика польза от слушания и чтения псалмов.

Во-первых, нет в жизни человека такой ситуации, такого состояния души, которые не отражены в псаломских изречениях. И в скорби, и в радости, и в нужде, и в опасности христианину нет необходимости подыскивать слова и составлять свои молитвы. Дух Святый устами царя Давида сказал всё, что переживает наше сердце в разные моменты жизни. «Я думаю, – пишет святитель Афанасий Великий, – что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, всё состояние души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».

Во-вторых, псалмы для читающего их служат как бы зеркалом, в них познает он движение души своей, и смотря уже по тому, чем она страдает, научают его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь. Ибо книга Псалмов – это общедоступная лечебница.

«Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают снова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны». (Св. Афанасий Великий).

В-третьих, любящий и знающий псалмы, гораздо глубже воспринимает Богослужение, так как в Православной Церкви оно более чем наполовину состоит из чтения и пения псалмов. И кто не знаком с их содержанием, тот многого не понимает в службе, а потому скучает в храме и тяготится ею.

Достойно еще удивления в псалмах и то, что, читая другие книги Писания, никто никогда не употребит изречения патриархов, святых и пророков вместо своих собственных, а читая псалмы (кроме пророческих и о язычниках), мы произносим их уже Богу как собственные слова. Ибо псалмы так сложены и изречены Святым Духом, как будто они написаны о каждом из нас.

Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Богодухновенная Псалтирь. Имея потребность души, они сопровождали свою жизнь псалмопением и этим воодушевляли себя на подвиги благочестия. Псалом был в устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли псалмопения. «Земледелец, – пишет блаженный Иероним, – идя за плугом, поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».

Любовь к псалмопению нередко приводила к тому, что с годами Псалтирь (а в ней 150 псалмов) выучивали наизусть. Таких людей было немало не только среди духовенства и монашествующих, но и среди мирян. Современному христианину как минимум надо выучить наизусть два псалма – 50-й и 90-й. Первый из них предназначен для покаяния, а второй – для снискания помощи и заступления от Бога.

Нужно добавить, что в древности во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные – кимвалы, духовые – трубы и струнные – псалтирион (подобие арфы), от которого песнопения и получили названия псалмов. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека – этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки – самые приятные струны для Божиего слуха; его язык – самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа.

Посему, дорогие христиане, углубляйте свой ум в слова этой чудной книги, чтобы и вы с Давидом могли сказать: «Коль сладка гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим».

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ

Обычно читается Псалтирь, изданная отдельной книгой на церковно-славянском языке (можно – современным шрифтом), в которой псалмы разделены на 20 частей, называемых «кафизмами», каждая из которых делится на три «Славы».

Число псалмов, читаемых в домашнем правиле, может быть различным – в зависимости от намерений и возможности каждого верующего. Святые отцы предлагают читать псалмы ежедневно. Например, Оптинские старцы советуют из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно. Необходимо чтение кафизм предварять и заканчивать молитвами, указанными в Псалтири.

Чтение псалмов можно соединять с прошениями о живых (на первой «Славе») и поминовением усопших (на второй «Славе), а после третьей «Славы» – читать молитву кафизмы.

Желающие молиться об упокоении душ усопших (новопреставленных) читают «псалом великий» – 118-й, при этом на каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш...» и на ней поминается имя усопшего.

Если церковной Псалтири нет, то можно читать псалмы по Синодальному переводу Библии.

«Вельми бо есть полезно, еже научатися псалмам и прочитывати Псалтирь, ибо уне есть солнцу престати (остановиться) от течения (движения) своего, нежели оставити Псалтирь» – глаголет святитель Иоанн Златоуст.

источник: Православная газета

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан Затворник

Календарь церковных праздников и постов

Пища без мяса. Постный день. Строгий пост