Per aspera ad astra

Через тернии к звездам

Голосовые поздравления

календарь праздниковКалендарь праздников

 

Загрузка...

 

Оглавление
Христианские церковные праздники в 2012 году
Церковные праздники 2012 год. январь февраль март апрель
Церковные праздники 2012. май, июнь, июль, август
Церковные праздники 2012. сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Все страницы

Церковные православные праздники

Православный церковный календарь 2012

 ПАСХА, СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ в 2012 году 15 апреля ( 2 апреля по старому стилю)

   Православный календарь сегодня   
   Календарь празднования    Пасхи
   ПАСХА. Христово Воскресение   
     Однодневные посты           Многодневные посты.   Великий пост     

Репин. Крестный ход Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и "покаянных времен", датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n + 13 дней, – для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней ("пасхальные пределы"): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются "двунадесятыми", или "дванадесятыми" (от слав. дванадесять – "двенадцать") (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как "праздников праздник", пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении "великими". К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) апостола Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память святого Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща "местночтимым" праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Перов. Сельский крестный ход Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. "праздниковедение") – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.


Православные церковные посты в 2012 году

Сплошные седмицы в 2012 году

  • Мытаря и фарисея с воскресенья 5 февраля до воскресенья 12 февраля - 7 дней
  • Пасхальная (Светлая) седмица с воскресенья 15 апреля до воскресенья 22 апреля - 7 дней
  • Святки с субботы субботы 7 января до стеды 18 января - 11 дней
  • Сырная седмица (Масленица) с воскресенья 19 февраля до воскресенья 26 февраля  - 7 дней
  • Троицкая с воскресенья 3 июня до воскресенья 10 июня - 7 дней

Православный церковный календарь

Неподвижная часть церковного календаря

Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.


Православный церковный календарь

Пасхальный (подвижной) цикл

Каждый внимательный человек, пытающийся уяснить структуру христианского календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, вероятно, обратил внимание на то, что почти все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие, кроме того, имеют особые заголовки, указывающие исторические темы их богослужебных воспоминаний. Почти исключительно это относится к Пасхальному циклу, длящемуся большую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).

Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.

Предшествующий Пасхе "покаянный период" состоит из
1) трех подготовительных недель (седмиц)[1] к Великому посту,
2) Святой Четыредесятницы[2] (Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) и
3) Страстной недели (Страстной седмицы), завершающейся Пасхой.
Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционно-бытовом понимании, продолжающийся, как видим, семь недель.

"Праздничный период" включает в себя:
1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую неделю,
2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и
3) одну неделю после Троицы, когда празднуется память "Всех святых".
Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге – "Триоди Постной" и "Триоди Цветной"; отсюда его другое название – "Триодный цикл".

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от Пасхи на строго определенное число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Например, Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, праздник Вознесения – в четверг, а Радоница – во вторник). Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи "пасхалии" – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются "пасхалией"[3]. При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, именуемых "пасхальными пределами".

Самая ранняя Пасха может быть (по новому стилю) 4 апреля (ближайшая – в 2010 году); самая поздняя – 8 мая. В пределах 35 дней перемещаются и все привязанные к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются "переходящими" (или "подвижными") праздниками.

Юрий Иванович Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия
Материалы к курсу лекций "Введение в православную эортологию".

 

[1] В церковном обиходе общеславянский термин "неделя" означает преимущественно лишь день воскресный – первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла (недели в бытовом значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые "седмицей" (Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994, с.179, 181).

[2] См.: Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886, с. 32-53, а также другие работы по истории христианского литургического календаря.

[3] См.: Климишин И. Календарь и хронология. М., 1985; Воронов Л., прот. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе // Богословские труды. М., 1971. Сб. 7, с. 170-203; Огицкий Д. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // Там же, с. 204-211; Он же. О расхождениях в определении дня праздника Пасхи // ЖМП, 1963, № 3.

 

Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников (Начало Триоди, Прощенное воскресенье, Вход в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне, Троица, Петров пост) на 2009-2020 годы


 Православный церковный календарь

Двунадесятые церковные праздники

Двенадцать (от древнерусского "два на десяте" - двенадцать) важнейших после Пасхи праздников.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

 Неподвижные (непереходящие) православные праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников:

 

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Рождество Христово 7 января
Богоявление, или Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

 

Двунадесятые подвижные (переходящие) православные праздники:

 

Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста
 8 апреля
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)  24 мая
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)
 3 июня

 


Православный церковный календарь

Великие церковные праздники

 

По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого
 14 января
Покров Пресвятой Богородицы
 14 октября
Рождество Иоанна Предтечи
 7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи
 11 сентября

 источник информации: Азбука веры

Православные праздники на 2012 год

Православные церковные праздники в январе 2012 года       Православные церковные праздники в июле 2012 года

Православные церковные праздники в феврале 2012 года     Православные церковные праздники в августе 2012 года

Православные церковные праздники в марте 2012 года         Православные церковные праздники в сентябре 2012 года

Православные церковные праздники в апреле 2012 года       Православные церковные праздники в октябре 2012 года

Православные церковные праздники в мае 2012 года            Православные церковные праздники в ноябре 2012 года

Православные церковные праздники в июне 2012 года          Православные церковные праздники в декабре 2012 года