Оглавление |
---|
Серафим Саровский |
Почитание и канонизация |
Святые мощи |
Молитвы прп.Серафиму |
Иконы прп. Серафима |
Видео и литература |
Стихи о прп. Серафиме |
Все страницы |
Святой преподобный Серафим, Саровский чудотворец
Почитание и канонизация Серафима Саровского
Воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова).
После праведной кончины слава о святой жизни отца Серафима не только не ослабела, но стала все более распространяться. Этому способствовали и новые чудеса его, о которых приходили вести отовсюду. Там он являлся во сне и исцелял болящих, в других местах чудодействовала вода из его источника или даже слитая с кусочков от камней его; в Сарове и Дивееве исходили бесы от несчастных одержимых; кому помогал песочек от его могилы или кусочки хлеба, раздаваемые в Дивееве, в память сухариков отца Серафима; творили чудеса частицы мантии его и т. д.
И всех чудес поистине невозможно ни собрать, ни записать. Нам известно от собеседников Саровского игумена отца Иерофея, что обитель и не очень стремилась предавать письменам рассказы тысяч людей о помощи преподобного — так их было много, да и более смиренным считали иноки молчать о них, чтобы не показаться людям славолюбивыми для корысти в пользу обители... Особенно полна преданиями о батюшке и его чудесах земля прилегавшая к Сарову, на 100-200 верст в окружении. Практически не было дома, где путешественникам не пришлось бы услышать рассказы о «нашем батюшке».
И вот, с самого момента кончины его, стали служить панихиды по нем. И нередко можно было видеть в домах его изображения: то кормящим медведя, то молящимся на камне, то шествующим по лесу с топориком...
Так голос церковного предания, движимый Духом Божиим, еще ранее открытого прославления уже канонизировал отца Серафима как несомненно святого. И оставалось только признать это официальным и торжественным решением церковной власти.
Впервые на свет Божий вынес эту святую мысль официально настоятель Саровский, архимандрит Рафаил. Еще при нем была составлена особая комиссия по вопросу о прославлении отца Серафима. Она собрала материалы о житии и чудесах преподобного и представила их в тамбовскую Духовную Консисторию... Но дело почему-то заглохло. Однако да будут благословенны имена первых делателей сих, и особенно — архимандрита Рафаила. Далее мы еще упомянем его благословенное имя.
Двадцать лет спустя, по постановлению Святейшего Синода, с одобрения государя Николая II, в 1903 году, 11 января, другою комиссией, под председательством митрополита Московского Владимира, была освидетельствована могила Преподобного, из-под свода ее извлечен гроб-колода, в коем был погребен отец Серафим. Цвет гроба был почти черный, дно его в ногах с правой стороны, а также верхняя часть крышки несколько истлели, и во многих местах наружной оболочки дерево оказалось мягким и сырым. Но вообще гроб сохранился крепким. По снятии крышки внутренние стенки тоже оказались сырыми и с плесенью в трех местах. Но запаха не было никакого. В гробу присутствующие увидели остов почившего, покрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело преподобного предалось тлению, но кости, совершенно сохранившиеся, были расположены правильно и легко отделялись одна от другой. Волосы главы и бороды седовато-рыжеватого цвета также сохранились. Подушка под главою старца была наполнена мочалом. В ногах лежали ступни из лык. Под руками Преподобного был медный литой крест, вершка в три величиной.
Итак, святые мощи не сохранились в целости, и притом мощи такого великого угодника Божия... Православные русские люди так привыкли к мысли о нетленности останков святых, что некоторые смутились открытым событием... А враги Церкви, безбожники и сектанты, постарались использовать этот факт для агитации против православия. Тогда первенствующий член Святейшего Синода. Митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский), опубликовал особое послание от 20 июня. В нем он не скрывал правды об останках мощей отца Серафима, но разъяснил, что святость праведных людей определяется их богоугодной и благодатной жизнью, а потом уже чудесами; нетление же мощей является дополнительным и необязательным признаком. Так, кости от пророка Елисея воскресили мертвого, головные повязки апостола Павла совершали чудеса, даже тень апостола Петра исцеляла больных. И вообще, от многих святых не сохранилось целых мощей. Потому нет никаких оснований смущаться православным... И на прославление потекли в Саров тысячи людей.
Канонизация была назначена на 19 июля 1903 года, на день рождения отца Серафима.
К этому времени в Саров со всех концов Святой Руси сошлись не меньше ста тысяч человек, для помещения которых был создан вокруг монастыря целый временный «Городок» из дощатых бараков. Святая Русь пришла на торжество своего святого, родного, «нашего батюшки». С великою верою обходили богомольцы святыни Саровские. И снова, и снова потекли чудеса... Вот двенадцатилетний мальчик Вася Иовлев, немой от рождения, пришел из далекой Сибири, из села Илисского, Енисейской губернии, со своею бабушкой. Выкупался в источнике отца Серафима и... заговорил. Вот молодая девушка Агриппина Табаева, из села Тазиева, Симбирской губернии, слепая от рождения, после вторичного купания в том же источнике стала видеть... Вот 50-летний мещанин г. Спасска, Рязанской губернии, Василий Богомолов, разбитый параличом семь лет назад, привезенный в Саров на источник отца Серафима, встает и говорит, и костыли тут же бросает... Вот несчастная мать четырех детей, горемычная вдова, страдавшая слепотою уже 16 лет, оставляет и дом и детей, и идет из города Верного, пройдя 600 верст пешком, и получает зрение...
Само прославление происходило так. Еще 3 июля митрополит С.-Петербургский Антоний с епископами Нижегородским Назарием и Тамбовским Иннокентием перенесли гроб с мощами отца Серафима из его могилы в больничную церковь свв. Зосимы и Савватия и переложили их в новый кипарисный гроб, дар Государя и Государыни. А этот гроб, в свою очередь, был вложен в дубовую колоду и поставлен на середине храма до дня прославления.
19 июля была совершена панихида в Успенском соборе и во всех других храмах обители за почивших государей, святителей Тамбовских, игуменов монастыря, живших за время подвижничества отца Серафима и до последних лет, и за родителей преподобного — Исидора и Агафию, а также и за самого «приснопамятного иеромонаха Серафима».
А народ все прибывал. Шли крестные ходы с разных концов Руси. Общество хоругвеносцев из Нижнего Новгорода, Суздаля, Тулы, Рязани, Москвы, Ярославля и пр. несли свои жертвы -
хоругви — в Саров святому Серафиму. 17 июля из обители вышел крестный ход навстречу двум крестным ходам монахинь из Дивеева и Понетаевки. Впереди их несли Серафимову икону Умиления Божией Матери. Сироты его дождались прославления своего батюшки. Умилительное то было зрелище — как будто сам Серафим встречал своих чад духовных... Немало слез пролито было тут всеми...
В тот же день к вечеру прибыл государь с обеими императрицами, великий князь Сергей Александрович с великою княгинею Елизаветою Феодоровною, великие князья Николай и Петр Николаевич, и иные царственные лица и сопровождавшие их министры: Плеве, Хилков, Саблер, Воронцов-Дашков и др. Народ радостно приветствовал своего царя.
В 7 часов того же 17 июля была отслужена заупокойная утреня (парастас) за отца Серафима. А в 11 часов ночи гроб его был перенесен из больничного храма в прежнюю могилу, которая к тому времени была прекрасно обделана мраморными плитами и в нее был сделан спуск по железной лестнице.
18 июля, в 5 часов утра, совершена была ранняя литургия во всех храмах обители. Император и обе императрицы присутствовали в Антониевском приделе Успенского Собора и сподобились причаститься Святых Тайн. А после поздней литургии благовест пригласил всех совершить последнюю поминальную панихиду по рабе Божием отце Серафиме. Присутствовал и император. А после митрополит Антоний освятил чудную раку и сень над будущим местом почивания угодника Божия, устроенную иждивением государя и государыни. Действительно, то было роскошное произведение художества в русском стиле «царственной Москвы». Рака — из желтовато-серого мрамора. А над нею сень высотою 12 аршин из позолоченной бронзы с пятью главами. Кругом чудные лампады...
В последний раз помянули «приснопамятного иеромонаха Серафима» как простого человека. Отныне он будет прославляться уже во святых.
В 6 часов вечера началась всенощная. Народ не мог вместиться в монастырь даже в третьей части своей и молился вокруг него. Когда пришло время литии, все зажгли свечи, и крестный ход направился в храм свв. Зосимы и Савватия. Все сначала поклонились земно мощам преподобного. А после каждения вокруг гроба государь и великие князья с назначенными архимандритами вынесли его наружу, где он был поставлен на носилки и поднят высоко над головами всех. Это был потрясающий момент. Раздались рыдания, потекли слезы. Под крестный ход подстилали холст, полотенца. А по сторонам лежали больные и убогие. С пением литии крестный ход двинулся вокруг Успенского собора. При мерцании тысяч свечей, при чудном богослужении и пении митрополичьего Петербургского, архиерейского Тамбовского хоров, при общем пламенном молитвенном настроении, а главное — благодатью святого угодника Божия Серафима был такой молитвенный подъем, что невозможно было удержаться от слез. И в это время совершилось еще несколько чудес. Вера Чернышева из Астраханской губернии, два года находившаяся в параличе со сведенными ногами, встала с одра и пошла за крестным ходом, другая исцелилась от припадков. Но зачем нам перечислять новые чудеса? И тех, которые совершены были при жизни о. Серафима, не вместить человеку! А сколько их еще будет потом...
После литии святые мощи были поставлены посреди храма. Приблизился момент полиелея. За все эти дни было сказано много проповедей и архиереями, и проповедниками из Петербурга, протоиереями Орнатским и Рождественским, а ко времени самого прославления вышел говорить местный Тамбовский святитель Иннокентий. В заключении своего слова он сказал: «Еще мгновение — и откроется крышка этого спасительного гроба, явятся благодатные останки дивного во святых Божиих Серафима, но кроткого и убогого в земной жизни. И в умиленной радости веры нашей воспоем ему: «Ублажаем тебя, преподобный отче Серафиме!» Все духовенство вышло на середину храма. После пения «Хвалите имя Господне» все стали на колени, а священнослужители запели величание преподобным: «Ублажаем, ублажаем Тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». Этот момент и считается церковным прославлением святых.
После прочтения Евангелия, когда архидиакон Александро-Невской Лавры Иоанн читал прошение «Спаси Боже люди Твоя», он среди святых упомянув в первый раз «преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России Чудотворца», их же молитвами «Многомилостиво Господи, услыши нас, грешных, и помилуй». И понеслись впервые молитвы Православной Церкви: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй» — двенадцать раз. Священнослужители, а за ними царствующие лица и народ начали прикладываться к мощам святого. Служба продолжалась, и народ все продолжал прикладываться. Кончилась она уже к полуночи, а храм был открыт, и тысячи людей шли, и шли, и шли к новопрославленному святому с верой и просьбами...
19 июля поздняя литургия началась в 8 часов утра. На малом входе, при пении духовенства: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», священноархимандриты взяли кипарисовый гроб с мощами и понесли его вперед всех в алтарь... Так святой угодник Божий предшествовал в поклонении Господу и Спасителю... Невольно вспоминается при этом тот далекий момент, когда смиренный иеродиакон Серафим удостоился видения Самого Господа Иисуса Христа, тоже на литургии, и приблизительно почти в тот же момент ее. Сбылось таинственное благословение, которым тогда усладил душу его Спаситель, исполнив его божественною любовью. Потом мощи, после обнесения их вокруг престола, были снова вложены в дубовую колоду-гроб, но уже не на середину храма, а в уготованную преславную раку под чудной сенью. Здесь нашел обиталище убогий Серафим, всю жизнь избегавший славы и за малейший соблазн поставивший себя на тысячу дней и ночей на камни. «Смиривыйся вознесется»... При этом моменте случилось новое чудо. Среди богомольцев стояла приехавшая из Москвы Евдокия Масленникова (из купеческого сословия) со своей больной дочерью Екатериною, 12 лет. Девочка страдала припадками эпилепсии и уже два года ничего не могла говорить. Доктора не помогали. При пронесении гроба мимо мать коснулась его платком и потом отерла им лицо больной дочери. И та, на глазах у всех, произнесла имя своей матери и начала говорить как здоровая. После она была сподоблена митрополитом причащения Святых Тайн.
В конце литургии произнесено было слово архиепископом Казанским, бывшим Тамбовским, Димитрием «в честь и память» преподобного. В нем, между прочим, он выразил обычную для православного сознания мысль о том, что «Святая Церковь, в силу богодарованной ей власти, несомнительно, всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу перед Богом великого подвижника веры и благочестия, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют вси роди земли Российской».
После литургии начался молебен новому Чудотворцу. При пении тропаря: «От юности возлюбил еси Христа, блаженне» гроб был вынут из раки и передан на руки Государя и великих князей, коими, при участии архимандритов, был вынесен из собора для шествия вокруг храма. Высокое религиозное одушевление снова охватило тысячи народа. Затем мощи были водворены на свое место уже для постоянного поклонения. Этим закончилось прославление, или канонизация, святого праведника.
На другой день Государь и другие лица посетили Дивеево и поклонились иконе Умиления Божией Матери, осматривали пустыньки отца Серафима и прочие реликвии. После их отъезда, на другой день, 21 июля было совершено освящение в Сарове нового пятиглавого храма в честь новопрославленного святого. Храм сооружен над кельею его, которая помещена в западной части храма... Всю северную сторону этой кельи-часовни занимает большая картина явления Богоматери преп. Серафиму 25 марта 1831 года. В ней хранились все перечисленные выше вещи батюшки. Сюда же были составлены и пожертвованные хоругви и иконы ко дню прославления его.
А 22 июля освящен левый придел во имя преп. Серафима в храме Святой Троицы Дивеевского женского монастыря. Здесь так верили в святость и прославление «Батюшки», что еще с 1875 года заготовили особый придел для о. Серафима. Так вера не посрамляет чад ее...
Дореволюционные даты даны по старому стилю.
источник: текст- Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. фото - Православие.Ru